Выбрать страницу

Восточное партнерство – это стратегическая инициатива, целью которой является сближение шести восточных соседей (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины) с ЕС. ВП представляет собой Восточное измерение Европейской политики добрососедства, обновленной в 2015 г., нацеленное на усиление двусторонних отношений между ЕС и его партнерами.

Обзор обновленной Европейской политики добрососедства, ноябрь 2015 г.

История

Начало Восточному партнерству было положено на Пражском саммите ВП в мае 2009 г. Целями ВП назывались политическая ассоциация и экономическая интеграция между ЕС и его восточными партнерами, что подразумевало под собой заключение новых Договоров об ассоциации с ЕС и Соглашений об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, а также постепенную интеграцию в экономику ЕС, постепенную либерализацию визового режима и выработку мер по борьбе с незаконной иммиграцией.

Как это работает?

В четырех областях сотрудничества ВП используются два подхода:

— Двусторонний подход, нацеленный на построение более тесных отношений между ЕС и каждой из стран-участниц.

  • Отношения между ЕС и Арменией
  • Отношения между ЕС и Азербайджаном
  • Отношения между ЕС и Беларусью
  • Отношения между ЕС и Грузией
  • Отношения между ЕС и Молдовой
  • Отношения между ЕС и Украиной

— Многосторонний подход служит новой основой для сотрудничества и обмена лучшими методами. Четыре тематические платформы ВП, курируемые Европейской комиссией, проводят специализированные встречи для открытого и свободного обсуждения в следующих сферах:

  • Демократия, надлежащее управление и стабильность
  • Экономическая интеграция и сближение с политикой ЕС
  • Окружающая среда, изменение климата и энергетическая безопасность
  • Контакты между людьми

Многосторонние платформы ВП

С самого начала своей работы ВП прошло большой путь в деле формирования повестки дня относительно сотрудничества между ЕС и его восточными соседями, создавая надежный фундамент для обмена опытом и лучшими образцами мировой практики. ВП дало старт новым диалоговым платформам на правительственном и экспертном уровнях, а также в области парламентской и партиципаторной демократии:

  • Парламентская ассамблея Евронест
  • Конференция региональных и местных органов власти ВП

Недавние события

— Новая глобальная стратегия ЕС “Общее видение, общее действие: Более сильная Европа”, принятая в июне 2016 г., обрисовывает в общих чертах ключевые интересы ЕС и руководящие принципы внешнеполитической деятельности ЕС. Согласно данной Стратегии, политика безопасности и внешнеполитической деятельности ЕС будет проводиться исходя из пяти приоритетов, три из которых непосредственно касаются региона ВП:

  • Безопасность ЕС
  • Государственная и социальная стабильность восточных и южных соседей ЕС
  • Комплексный подход к конфликтам
  • Региональная стабильность в различных странах [cooperative regional orders]
  • Глобальное управление [термин ООН] в 21-м столетии

— В Обзоре обновленной Европейской политики добрососедства (ноябрь 2015 г.) в качестве приоритетов политики по отношению к соседям упоминаются стабилизация, дифференцирование и сопричастность (ownership).

— В совместном заявлении Саммита ВП (Рига, 21-22 мая 2015 г.) подчеркивается, что в основе ВП лежат сильная демократия, верховенство закона, права человека и фундаментальные свободы, а также принципы и нормы международного права. Отмечается, что ВП зиждется на вовлеченности (shared ownership), ответственности, дифференцировании и взаимной подотчетности. Рижская встреча на высшем уровне установила следующие приоритеты:

  • Укрепление учреждений и надлежащего управления
  • Мобильность и контакты между людьми
  • Рыночные возможности
  • Взаимосвязанность

The Eastern Partnership (EaP) is a policy initiative that aims to bring the six Eastern neighbours – Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia, Moldova and Ukraine – closer to the EU.  It represents the Eastern dimension of the European Neighbourhood Policy (ENP) reviewed in 2015 and strengthens bilateral relations between the EU and its partners.

Communication on the ENP Review, November 2015

History

The Eastern Partnership was launched at the Prague Eastern Partnership Summit in May 2009 with the ambitious aim of initiating political association and economic integration between the EU and its Eastern Partners. This would imply new Association Agreements (AAs) including Deep and Comprehensive Free Trade Areas (DCFTAs) and gradual integration in the EU economy. It would also allow for easier travel to the EU through gradual visa liberalisation, accompanied by measures to tackle illegal immigration.

How does it work?

The Eastern Partnership four areas of co-operation has a two-track approach.

The bilateral track is designed to foster a closer relationship between the EU and each of the Partner countries.

The multilateral track provides a new framework for cooperation and exchange of best practices. Four Eastern Partnership thematic platforms chaired by the European Commission allow for target-oriented sessions and serve for open and free discussions in the following areas:

  • Democracy, good governance and stability
  • Economic integration and convergence with EU policies
  • Environment, climate change and energy security
  • Contacts between people

Eastern Partnership Multilateral Platforms

Since its launch, the Eastern Partnership has gone a long way in shaping the agenda of cooperation between the EU and its Eastern Neighbours and providing a solid framework for sharing expertise and best practices. The initiative has given rise to new platforms for dialogue at the government and expert level, as well as in the fields of parliamentary and participatory democracy:

Recent Policy Developments

The new EU Global Strategy “Shared Vision, Common Action: Stronger Europe” launched in June 2016 outlines EU’s key interests and principles guiding EU’s external action. According to the Strategy, EU’s Foreign and Security Policy will pursue five priorities, three of which are directly pertinent to the Eastern Partnership (EaP) region:

  • Security of the Union
  • State and Societal Resilience to EU’s East and South
  • Integrated Approach to Conflicts
  • Cooperative Regional Orders
  • Global Governance for the 21st Century

The Communication on the ENP Review (November 2015) mentioned stabilisation, differentiation and ownership as the priorities of the policy towards the neighbourhood.

The Joint Declaration of the Eastern Partnership Summit (Riga, 21-22 May 2015) emphasized that strengthening democracy, rule of law, human rights and fundamental freedoms, as well as the principles and norms of international law are at the heart of the Partnership. It recalled that the Eastern Partnership is founded on shared ownership, responsibility, differentiation and mutual accountability. The Riga Summit set the following priorities:

  • Strengthening institutions and good governance
  • Mobility and people-to-people contacts
  • Market opportunities
  • Interconnectivity