Четвертое совещание координационной группы ЕС-Беларусь состоялось в Брюсселе 20 декабря на фоне постепенного (в последние два года) улучшения отношений между ЕС и Беларусью. В совместной декларации саммита Восточного Партнерства (Брюссель, 24 ноября 2017 года) отмечается, что стороны «ценят, что взаимодействие ЕС с Беларусью стало более глубоким,  включая работу в рамках координационной группы ЕС-Беларусь, диалога по правам человека и  по вопросам торгово-экономического сотрудничества».

Члены Белорусской национальной платформы (БНП) ФГО ВП  полностью поддерживают сближение Беларуси и ЕС. Важным достижением является постепенно растущая открытость белорусских властей и ЕС в контактах с гражданским обществом. Заседания координационной группы ЕС-Беларусь и диалога по правам человека состоялось с участием представителей гражданского общества. В октябре 2017 года представители Министерства иностранных дел впервые с момента начала инициативы приняли участие в ежегодной Ассамблее ФГО ВП.

Одним из основных перспективных направлений развития сотрудничества является обсуждение сторонами переговоров о новом двустороннем соглашении между ЕС и Беларусью. Всеобъемлющее и расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Республикой Армения и Европейским союзом может служить образцом для Беларуси, поскольку обе страны являются членами Евразийского экономического союза.

Тем не менее, возможность начала переговоров по двустороннему соглашению в значительной степени зависит от выполнения обязательств, уже взятых сторонами. Путь к созданию полноценного формата отношений может быть открыт после подписания соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии, завершении координации и подписания приоритетов партнерства, а также практического осуществления необходимых шагов, направленных на выполнение намерения Беларуси вступить в ВТО.

Основной целью сотрудничества между ЕС и Беларусью в конечном счете является улучшение стабильности Беларуси, рост благосостояния населения и, что  важнее всего, ее прогресс в достижении  верховенства закона, эффективного государственного управления и прав человека. На этом пути есть как позитивные изменения, так и нерешенные проблемы. В записке, подготовленной БНП, излагаются наиболее важные и актуальные вопросы текущей повестки дня с точки зрения членов в области прав человека, окружающей среды, социального диалога, высшего образования, бизнес среды и среды работы НГО, а также перечислены некоторые необходимые шаги по их разрешению.

Авторы утверждают, что безусловным достижением координационной группы Беларусь-ЕС является формат трехстороннего диалога с участием соответствующих белорусских министерств, соответствующих структур Европейской комиссии и европейской службы внешнего действия, представителей белорусских НГО. Гибкость формата позволяет реагировать на сложные и проблемные вопросы в двусторонних отношениях. Однако после двух лет своего существования, координационная группа ЕС-Беларусь, с одной стороны, показала, что возможен конструктивный диалог, с другой стороны продемонстрировала, что очень трудно показать значительный прогресс с помощью измеримых и конкретных результатов.

Есть место для комментариев со стороны гражданского общества, однако их влияние минимально, в то время как между встречами мало преемственности. В повестке дня совещаний не уделяется особого внимания конкретным вопросам и результатам. Хотя ситуация выглядит так, что процесс более важен, чем результат, после двух лет существования необходимо перейти к другой системе выбора приоритетов, в первую очередь, сосредоточиться на достижении хотя бы промежуточных, но конкретных результатов. БНП предлагает следующее:

  • отказаться от формулирования широких вопросов для каждого отдельного совещания координационной группы в пользу более или менее постоянной повестки дня с возможностью отслеживать прогресс в обсуждениях или в принятии и осуществлении решений;
  •  сформулировать, по крайней мере, проект «Дорожной карты ЕС-Беларусь» с конкретными показателями, на основе которых можно было бы измерить прогресс;
  •  увеличить время работы представителей НГО с 2 сессий до полного рабочего дня (4 сессии);
  • Организовать прямые (непубличные) консультации НГО (в первую очередь предствителей Национальной платформы Восточного партнерства) с участием МИД и отдельных министерств по вопросам повестки дня Координационной группы между совещаниями;
  • Внедрить практику предварительной подготовки рекомендаций, планов сотрудничества и других документов для совещаний;
  • Заседания координационной группы должны не только начинать следующий полугодовой цикл коммуникации, но также иметь возможность фиксировать достигнутые промежуточные результаты сотрудничества между ЕС и Беларусью;
  • БНП как постоянный и институциональный участник этой платформы может иметь постоянное расширенное представительство (4-5 человек), чтобы предоставить  экспертный вклад в обсуждение тематических вопросов.

Загрузить memo (PDF)

The fourth meeting of the EU-Belarus Coordination Group took place in Brussels on 20 December against the backdrop of gradual improvement of relations between the EU and Belarus in the past two years. The Joint Declaration of the EaP Summit (Brussels, 24 November 2017) noted that the parties “appreciate that the EU’s critical engagement with Belarus has become more comprehensive, including within the EU-Belarus Coordination Group, the Human Rights Dialogue and the Dialogue on Trade”.

The members of the EaP CSF Belarusian National Platform (BNP) fully support the rapprochement between Belarus and the EU. An important achievement is the gradually growing openness of the Belarusian authorities and the EU in contacts with civil society. Meetings of the EU-Belarus Coordination Group and the Human Rights Dialogue are held with a participation of civil society representatives. In October 2017, representatives of the Ministry of Foreign Affairs for the first time since the inception of the initiative took part in the EaP CSF Annual Assembly.

One of the main promising issues in the development of cooperation is the parties’ discussion on negotiations of a new EU-Belarus bilateral agreement. The Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement (CEPA) between the Republic of Armenia and the European Union can serve as a model for Belarus since both countries are members of the Eurasian Economic Union. Nevertheless, the possibility of starting negotiations on a bilateral agreement to a large extent depends on the fulfillment of the commitments already undertaken by the parties. The road to establishing a full-fledged format of relations can be opened after the signing of the agreements on visa facilitation and readmission, the completion of the coordination and signing of the Partnership Priorities, as well as the practical implementation of the necessary steps aimed at fulfilling Belarus’ intentions to join the WTO.

The main goal of the EU-Belarus cooperation is ultimately the improvement of the stability of Belarus, growth of its population’s well-being and, most importantly, its progress towards the common values of good governance, rule of law and human rights. On this path, there are both positive changes and still unresolved issues. The memo prepared by the BNP outlines the most important and pressing issues of the current agenda from the point of view of the members in the fields of human rights, environment, social dialogue, higher education, SMEs and CSO environment, as well as some necessary actions to resolve them.

The authors argue that an unconditional achievement of the Belarus-EU Coordination Group is the format of the tripartite dialogue with the participation of the relevant Belarusian ministries, relevant structures of the European Commission and the EEAS and, representatives of Belarusian CSOs. The flexibility of the format allows for response to complex and problematic issues in bilateral relations. However, after two years of its existence, the EU-Belarus Coordination Group, on the one hand, has shown that a constructive dialogue is possible, on the other hand, it is very difficult to demonstrate significant progress through measurable and concrete results.

There is a place for comments from civil society, however their impact is minimal, while there is little continuity between the meetings. The agenda of the meetings lacks emphasis on specific issues and results. While the situation looks like the process is more important than the result, after two years of existence, it is necessary to move to another logic of setting priorities, first of all, focusing on achieving at least intermediate but concrete results. The BNP proposes the following:

  • To move away from formulating broad issues for each separate meeting of the Coordination Group to a more or less permanent agenda with the ability to monitor progress in discussions or in the adoption and implementation of decisions;
  • To formulate, at least to draft, the EU-Belarus road map with specific indicators on the basis of which it would possible to measure progress;
  • Increase the participation of independent CSOs from 2 sessions to a full day of work (4 sessions);
  • Organize direct (non-public) consultations of CSOs (primarily from the Belarusian EaP CSF National Platform) with the MFA and individual ministries on the agenda of the Coordination Group between the meetings;
  • Introduce the practice of preliminary preparation of recommendations, cooperation plans and other documents for the meetings;
  • The meetings of the Coordination Group should not only start the next half-year cycle of communication, but should also be able to record the achieved intermediate results of EU-Belarus cooperation;
  • The BNP as a permanent and institutional participant of this platform could have a permanent extended representation (4-5 people) to provide more expert input to the discussion of thematic issues.

Download the memo (PDF)