23 января 2018 года Форум гражданского общества Восточного партнерства (EaP CSF) провел презентацию «Индекса Восточного партнерства 2015-2016:диаграмма прогресса в европейской интеграции, демократических реформах и устойчивом развитии» при Постоянном представительстве Чешской Республики в ЕС в Брюсселе.

Представитель Чешской Республики  Комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности Томаш Шунёг открыл сессию, поздравив ФГО ВП с результатами их работы.

«Восточное партнерство должно быть скорее практическим воплощением обязательств, а не только существовать в форме политических заявлений».

Томаш Шунёг

Представитель Чешской Республики Комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности

Джефф Ловитт — главный редактор публикации — и Раса Уздавинуте — руководитель программы Индекса — представили методологию и проблемы, с которыми столкнулись более 50 экспертов, которые работали над исследованием. Г-жа Уздавинуте представила этот индекс как «демонстративный снимок» статуса-кво в шести странах Восточного партнерства по ряду отраслевых показателей, особенно после того, как в Грузии, Молдове и Украине вступили в силу соглашения об ассоциации / соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Более того, она подчеркнула свою обеспокоенность по поводу позиции Республики Молдова в качестве фаворита в этом вопросе, поскольку нынешняя ситуация представляет значительные проблемы для поддержания такой позиции. Г-н Ловитт добавил, что во всех шести странах ЕС необходимо адаптировать свою поддержку к укреплению демократии и верховенства закона, а также к поддержке гражданского общества.

«Индекс отражает необходимость борьбы с захватом государства в качестве главного приоритета, ведь ЕС и гражданское общество могут объединиться в Грузии, Молдове и Украине. В Азербайджане и Беларуси ЕС следует направить свои силы на борьбу за место за столом переговоров для гражданского общества и использовать дипломатические связи для освобождения политических заключенных и создания независимых СМИ. В Армении гражданское общество заявило в своей ориентации на ЕС и усиленная поддержка со стороны ЕС является ключом к более долгосрочному сотрудничеству со страной».

Джефф Ловитт

Главный редактор Индекса

Денис Ценуза из экспертной группы Молдовы модерировал первую панель по вопросам европейской интеграции, торговли и устойчивого развития, в которой обсуждался вопрос о том, имеют ли соглашения об ассоциации/ соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли реальный вес в проведении преобразований. В этом смысле г-н Ценус подчеркнул важность торговых потоков в качестве свидетельства улучшения экономической динамики и деловой среды в странах. Манана Кохладзе, представляющая «Зеленую альтернативу» (Грузия), изучила низкие рейтинги Молдовы по показателям, связанным со здоровьем,  в особенности уровень младенческой смертности и показатели по охране окружающей среды. Она также упомянула об усилиях Украины по реализации экологической политики. Кроме того, г-жа Кохладзе призвала все страны адаптировать свою политику к целям устойчивого развития ООН  и инвестировать в инновации.

«Армения является лидером в области устойчивого развития, однако существует острая необходимость в реструктуризации».

Манана Кохладзе

Зеленая альтернатива, Грузия

Вероника Мовчан из Института экономических исследований и политического консалтинга (IER) провела обзор торговых показателей. Она определила Европейский союз как ключевого поставщика технической помощи и поддержки региону. Кроме того, г-жа Мовчан описала основные барьеры для торговли, например тот факт, что Азербайджан и Беларусь не являются членами Всемирной торговой организации (ВТО), членство Армении и Беларуси  в Евразийском экономическом союзе во главе с Россией и некоторые неудачи в трех странах.

«ЕС является основным торговым партнером для четырех из шести стран Восточного партнерства. По торговым вопросам страны, заключившие соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA), намного ближе к ЕС, чем остальные. Молдова является лидером в области приближения стандартов, однако Грузия движется гораздо медленнее из-за затрат на бизнес».

Вероника Мовчан

Институт экономических исследований и политического консалтинга (IER)

Артем Ремизов из Центра европейских политических исследований (CEPS) предложил странам развивать не только связи с ЕС, но и более тесные связи между собой. В качестве примера он привел более эффективную работу стран, не входящих в DCFTA, в области охраны окружающей среды по сравнению с Грузией, Молдовой и Украиной.

Борис Навасардян (Ереванский пресс-клуб) модерировал вторую панельную сессию по вопросам демократии, прав человека и международной безопасности. Он высказал мнение, что выполнение обязательств странами (которые не заключили договора о свободной торговле) в рамках конвенций ООН в определенных областях  может привести к лучшим показателям эффективности, чем в странах, которые подписали договора о свободной торговле. Катерина Зарембо из Центра «Новая Европа» (Украина) подробно остановилась на вопросах безопасности в регионе. Она назвала Украину лучшим партнером, особенно на уровне политического сотрудничества. Экспертка также говорила об «огненном кольце» замороженных и активных конфликтов в регионе, что часто используется в качестве оправдания для отсутствия прогресса и ссылки на растущую милитаризацию в странах Восточного партнерства.

Тамуна Хидашели, экспертка по правам человека из Грузии, пояснила, почему, несмотря на общее мнение, Беларусь в 2015-2016 годах оказалась хуже, чем Азербайджан в области прав человека. Она пояснила, что вопрос смертной казни и не ратификация многих конвенций по правам человека привели к низкому рейтингу Беларуси. Она также представила некоторые интересные замечания в области свободы СМИ и доступа в Интернет. Например, Грузия лидирует по вопросам свободы СМИ, но занимает самую низкую позицию по вопросу доступа к Интернету. Адвокат также выразила обеспокоенность в связи с новыми ограничениями в отношении средств массовой информации в Украине и отметила некоторые позитивные изменения в рамках Диалога по правам человека ЕС-Беларусь и освобождение некоторых политических заключенных в Азербайджане.

“В Беларуси и Азербайджане до си пор журналисты попадают в тюрьму. Азербайджан является лидером в вопросе доступа в Интернет, но получил низкий рейтинг в вопросе свободы Интернета.”

Тамуни Хидашели

экспертка по правам человека, Грузия

Искра Кирова из Института политики открытого общества (OSEPI) подчеркнула, что внутренние проблемы ЕС, такие как Brexit или авторитарные движения в Венгрии и Польше, привели к потере доверия к ЕС в продвижении демократии. Она также затронула ухудшающуюся ситуацию в Молдове, особенно из-за коррупционных скандалов. Наконец, г-жа Кирова предложила, чтобы Индекс мог извлечь пользу из сопоставлений между развитием гражданского общества в странах Восточного партнерства и странами-кандидатами в ЕС.

Проект финансируется ЕС, Фондом открытого общества, международным фондом «Возрождение», Украина и МИДом Чехии.

On 23 January 2018, the Eastern Partnership Civil Society Forum (EaP CSF) held the presentation of the “Eastern Partnership Index 2015-2016: Charting Progress in European Integration, Democratic Reforms, and Sustainable Development” at the Permanent Representation of the Czech Republic to the EU in Brussels.

The Representative of the Czech Republic to the Political and Security Committee Tomáš Szunyog, opened the session congratulating the EaP CSF on their work.

Eastern Partnership should be more about practical implementation of the commitments rather than political statements.”

Tomáš Szunyog

Representative of the Czech Republic to the Political and Security Committee

Jeff Lovitt, Editor-in-Chief of the publication, and Rasa Uzdavinyte, Program Manager of the Index, presented the methodology and the challenges faced by over 50 experts who worked on the report. Ms. Uzdavinyte introduced the index as a “snapshot” of the status quo in the six EaP countries under a number of sectoral indicators, especially after the Association Agreements/DCFTAs came into force in Georgia, Moldova and Ukraine. Moreover, she highlighted her concerns over the position of the Republic of Moldova as a front-runner in this issue of the Index, since the current situation presents considerable challenges for maintaining such position. Mr Lovitt added that in all six countries the EU needs to tailor its support to strengthening democracy and the rule of law, and to supporting civil society.

“The Index reflects the need to fight state capture as a top priority where the EU and civil society can come together in Georgia, Moldova, and Ukraine. In Azerbaijan and Belarus, the EU must work for a place at the table for civil society, and apply diplomatic efforts to free political prisoners and foster an independent media. In Armenia, civil society has been vocal in its orientation towards the EU, and strengthened support from the side of the EU is key to the country’s longer-term direction.”

Jeff Lovitt

Editor-in-Chief of the publication

Denis Cenusa from Moldova’s Expert-Grup moderated the first panel on European Integration, Trade and Sustainable Development, which discussed whether the AAs/DCFTAs AAs have a real transformational effect. In that sense, Mr. Cenusa underlined the importance of trade flows, as evidence of economic dynamics and business environment in the countries. Manana Kochladze representing Green Alternative (Georgia) examined Moldova’s low ratings in health related indicators, especially infant mortality rate, and environmental protection. She also mentioned the efforts of Ukraine in implementing environmental policy. Furthermore, Ms. Kochladze encouraged all countries to adjust their policies to the United Nation’s Sustainable Development Goals (SDGs) and to invest in innovation.

“Armenia is a frontrunner in sustainable development, however there is a strong need for restructuring.”

Manana Kochladze

Green Alternative, Georgia

Veronica Movchan from the Institute for Economic Research and Policy Consulting (IER) reviewed the trade indicators. She identified the European Union as the key provider of technical assistance and support to the region. In addition, Ms. Movchan described the main barriers to trade, such as the fact that Azerbaijan and Belarus are not members of the World Trade Organization (WTO), the membership of Armenia and Belarus in the Russia-driven (Eurasian Economic Union) and some setbacks in the three AA/DCFTA countries.

“The EU is the main trade partner for four out of six EaP countries. On trade issues DCFTA countries are much closer to the EU than the rest. Moldova is the leader in standards approximation, however Georgia is moving much slower due to the costs for businesses.”

Veronica Movchan

Institute for Economic Research and Policy Consulting (IER), Ukraine

Artem Remizov from the Centre for European Policy Studies (CEPS) suggested that the countries should develop not only linkages with the EU but also stronger ties among themselves. He gave as an example the better performance of the non-DCFTA countries in environmental protection in comparison with Georgia, Moldova and Ukraine.

Boris Navasardyan (Yerevan Press Club) moderated the second panel session on Democracy, Human Rights and International Security. He suggested that the implementation of the non-DCFTA EaP countries’ commitments under the UN conventions in certain areas can lead to a better performance than that of the DCFTA countries. Katerina Zarembo from the New Europe Center (Ukraine) elaborated on the security issues in the region. She mentioned Ukraine as the best performing partner, especially at the level of political cooperation. She also talked about the “ring of fire” related to the number of frozen and active conflicts in the region, which are often used as an excuse for the lack of progress, and referred to the increasing militarisation in EaP countries.

Tamuna Khidasheli, a human rights lawyer from Georgia, clarified why, despite the general perception, Belarus performed worse than Azerbaijan in human rights field in 2015-2016. She explained that the death penalty enforcement and the non-ratification of many human rights conventions resulted in a low ranking for Belarus. She also presented some interesting observation in the areas of media freedom and Internet access. For example, Georgia is the best performer in media freedom while it is the worst in access to the Internet. The lawyer also raised concerns about new restrictions to media in Ukraine and mentioned some limited positive developments in the framework of the EU-Belarus Human Rights Dialogue and the release of some political prisoners in Azerbaijan.

“In Azerbaijan and Belarus journalists are still being imprisoned. In terms of Internet access Azerbaijan is the best performer, however it is the worst in the field Internet freedom.”

Tamuna Khidasheli

human rights lawyer, Georgia

Iskra Kirova from Open Society Policy Institute (OSEPI) stressed that the EU internal challenges, such as the Brexit or the authoritarian drift in Hungary and Poland, have led to the loss in the EU credibility in democracy promotion. She also covered the deteriorating situation in Moldova, especially due to the corruption scandals. Finally, Ms. Kirova suggested that the Index could benefit from the comparisons between the civil society development in the EaP countries and the EU candidate countries.

The project is funded by the European Union, Open Society Foundations, the International Renaissance Foundation, Ukraine (IRF), and the Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic.